Что такое стартап? В стране неудач и единорогов

Создание собственного стартапа разжигает воображение и является частой темой не только на деловых встречах, но и во время привычных товарищеских посиделок. Что такое стартап на самом деле? В каком случае можно назвать нашу инициативу этим словом? Какие компании являются примерами образцового использования идей стартапов? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в этой публикации.

Стартап – что это такое? Путаница с понятием

Стоит сразу это отметить – сложно определить четкое понятие стартапа (его еще называют „start-up”). Здесь можно запутаться в энциклопедических определениях, общеизвестных или других пониманиях этого термина, которые могут отличаться в зависимости от страны.

В общем, стартап – это молодая компания, которая хочет ввести на рынок инновационные продукты или услуги. Идея стартапа заключается в том, чтобы использовать бизнес-нишу или создавать новые потребности у клиентов. С сохранением повторяющейся бизнес-модели, которую легко масштабировать, то есть развивать без больших затрат. Как и в случае с онлайн-платформами (например Airbnb), которые мы с легкостью можем открывать в других странах. Местная пекарня, будучи классическим бизнесом, не имеет возможности работать по такой же схеме.

По мнению Стива Бланка, понятие стартапа подходит только для инициатив, находящихся в процессе поиска своего пути. После определения бизнес модели стартап становится просто обычной компанией.

Эрис Рис добавляет, что поиск нового продукта или услуги происходит в условиях крайней неопределенности. Таким образом, по словам этого автора, создание собственного стартапа несет огромный риск провала. Статистика подтверждает его слова – 90% стартапов просто терпят неудачу.

стартап что это

Многие трактуют термин «стартап» гораздо шире. А именно как независимую бизнес-инициативу инновационного характера, которая находится на начальной стадии развития. Такая стадия может занять 3,5 или даже 7 лет.

Несмотря на путаницу с определением, попытаемся очертить основные черты стартапов.

Черты стартапа

  • Инновационность – если компания является стартапом, она заинтересована в том, чтобы выделиться из других бизнес-инициатив, а не создавать что-то уже хорошо известное на рынке. Это нововведение, конечно, касается представленных продуктов и услуг, но к тому же оно может быть связано с другим способом производства, более современной дистрибуцией или другим стилем управления данной молодой компании. Районный магазин – это старомодный бизнес, однако, если его владелец решит ввести доставку пирожных, хлеба или напитков с помощью дрона, то в этой ситуации уже можно говорить о ростках стартап-мышления.
  • Технологический подход – использование потенциала сети или искусственного интеллекта вполне естественно для стартапов. Такие решения являются для них сильным конкурентным преимуществом. В конце концов, глобальный центр культуры стартапов расположен в Кремниевой Долине, то есть в месте, являющемся синонимом технологической революции.
  • Возможность масштабирования бизнеса – идея стартапа заключается в создании бизнес-модели, которую могут легко воспроизвести ее владельцы (например, на других рынках). И лучше сделать это таким образом, чтобы иметь возможность охватить своими услугами весь мир. Масштабирование бизнеса в интернете намного проще. Запуск приложения, выгодного с точки зрения дохода, в другой стране стоит несравненно ниже, чем, например, строительство новой АЗС.
  • Потенциал роста – стартап должен быстро расти и развиваться. На это давят внешние инвесторы (если таковые есть), которые рассчитывают на соответствующую ставку, возвращаемую из вложенных средств.
  • Краткий срок деятельности – не определяющий фактор, однако стартапы – это в основном молодые компании, стремящиеся достичь своей бизнес-зрелости через несколько лет.
  • Работа в условиях риска – стартап никогда не будет надежным бизнесом, ведь, делая такой шаг, мы ступаем на новый путь и не знаем, будет ли спрос на решения, которые мы предлагаем.

Lean startup («Бережливый» стартап)

Здесь невозможно не сказать несколько слов о еще одной идее, которую использует много стартапов. Упомянутый ранее Эрис Рис в свое время предложил, чтобы новые прогрессивные инициативы попытались работать по принципу бережливого производства (метод lean). В контексте стартапов это было бы отказом от типичных бизнес-сценариев. Согласно классическим концепциям, мы должны сначала приложить много усилий, чтобы усовершенствовать наш продукт. И когда он становится безупречным (в нашем понимании), тогда можно выпускать его в мир.

Эрис Рис предлагает не доводить все до идеала, а подготовить базовую версию продукта (MVP – „minimal viable product” – «минимально жизнеспособный продукт»), а дальше совершенствовать его вместе с заказчиками. Это позволит сэкономить средства на неудачные проекты, совершенно не отвечающие потребностям и ожиданиям потенциальных потребителей.

Это миф, что стартапы создают только молодые люди. По американской статистике, владельцами прибыльных стартапов, как правило, являются лица старше 40 лет.

Финансирование стартапа

Стартапы неразрывно связаны с постоянной потребностью в поиске дополнительных средств для развития. Хотя такой вид бизнеса в начале лучше вести без лишних затрат, рано или поздно они дадут о себе знать.

Талантливый разработчик может самостоятельно создать привлекательное приложение, но как насчет маркетинга или набора работников, когда молодая компания начинает расти? Обычно без финансовой подпитки будет невозможно динамическое развитие, что, в конечном счете, является понятной целью стартапов. Итак, как финансируются стартапы?

Собственные средства

Если мы действительно искренне верим в нашу идею, то охотно привлечем собственные сбережения, чтобы воплотить ее в реальность. Многие стартапы начинались именно таким образом. Однако собственные средства быстро иссякают. Тогда необходимо использовать внешнее финансирование.

Семья и друзья

В первую очередь, для поиска внешних денежных ресурсов можно обратиться за помощью к нашим близким. Однако подойти к этому вопросу следует тактично и не ставить под угрозу личные отношения.

Crowdfunding (краудфандинг или «общественное финансирование»)

Это может выглядеть как социальный сбор, а люди, поддержащие инициативу, получат вознаграждения, скидки или другие бонификации. Существует также более усовершенствованный – паевой (акционерный) краудфандинг – за инвестирование средств в стартап Вы получаете право на долю, то есть часть акций. Если на них найдется покупатель, можно продать их с прибылью в нотариальной форме. Или же на фондовой бирже, если когда-нибудь стартап появится на торговой площадке.

Гранты

Это стартовые деньги, получаемые за выигрыш в грантовом конкурсе или с присоединением к определенной программе. Чаще всего такие средства выделяет государство.

Бизнес-инкубаторы

Они связаны с вышеупомянутыми грантами, однако инкубаторы – это нечто гораздо большее. Они должны обеспечить поддержку в самом начале бизнес-пути, например, корректируя модель стартапа. Бизнес-инкубаторы также предоставляют статус юридического лица, поэтому нам не нужно изначально вести зарегистрированную предпринимательскую деятельность. Такое заведение может поддерживать предпринимателя даже в течение нескольких лет.

Бизнес-акселераторы

Предназначены для стартапов, уже имеющих первый опыт за плечами. К тому же помощь акселератора намного короче, чем та, которую предлагают инкубаторы. Средства в рамках этой помощи часто получают в обмен на акции в стартапе.

Бизнес-ангелы

Также можно обратиться за помощью к так называемым ангелам бизнеса, то есть частным инвесторам, поддерживающим стартапы. Конечно, не все, а только те, которые заинтересуют инвестора. Понятно, что такие бизнесмены не занимаются благотворительностью – они помогают в обмен на акции, которые когда-нибудь захотят продать с прибылью.

Венчурный капитал

Бизнес-ангелы – это индивидуальные бизнесмены, впрочем, на рынке встречаются также специализированные инвестиционные венчурные фонды. Они собирают средства от многих инвесторов и передают их перспективным стартапам в обмен на их акции.

Вход на биржу

Этот шаг ассоциируется уже с поздним этапом развития компании, но это необязательно. Примером этого являются, например, игровые компании, которые для дальнейшего развития делятся своими акциями в рамках IPO (Initial Public Offering, то есть первичное публичное предложение продажи акций). Следует помнить, что за такой шаг нам придется изрядно заплатить.

Кроме того, мы заплатим комиссию заведения, которое поможет нам войти на площадку. Нельзя забывать о продвижении: если мы хотим найти желающих приобрести наши акции, то нужно запустить соответствующие рекламные механизмы, которые тоже недешевы. В случае биржи стартап должен сначала инвестировать, а затем получать средства для продажи акций.

Стартап-культура и проблема избытка

Бесспорно, что за последние несколько лет развилась настоящая культура стартапов, даже часто говорят о стартап-сценах. Например, в Нью-Йорке, Калифорнии или Стокгольме.

Более свободный стиль ведения стартап-деятельности успешно реформировал рынок труда, охватив также корпорации, которым пришлось отказаться, например, от строгого дресс-кода, чтобы иметь возможность соперничать за интересных работников.

С одной стороны, это хорошо, что возникает такой интерес к стартапам, поскольку это привлекает больше инвесторов. Однако, с другой стороны, конкуренция настолько велика (например, в Кремниевой Долине), что выстрелить со своей инновационной идеей могут единицы. По этой причине многие стартапы ищут очень отвлеченные бизнес-модели.

This block contains unexpected or invalid content.Attempt Block Recovery

Требование «быть инновационным» иногда приводит к тому, что стартап базируется на столь нетипичных и слишком сложных товарах и услугах, или же, наоборот, несерьезных продуктах, что они могут показаться клиентам совершенно ненужными.

Примерами этого могут быть следующие идеи: приложение для обнаружения призраков, портал для шантажа друзей, социальная сеть для воображаемых друзей, или услуга выбора ди-джея для собственных похорон. Как потенциальные инвесторы, мы, скорее всего, отказались бы инвестировать в эти выдающиеся бизнес-идеи…

Некоторые стартапы открываются для того, чтобы можно было быстро на них заработать, выполняя так называемый выход, то есть продажу всех акций компании. Для некоторых предпринимателей это своеобразная бизнес-модель. Продав старый стартап, они берутся за следующую свежую идею.

Примеры стартапов

Теперь приведем несколько показательных примеров стартапов с мирового рынка. Пожалуй, стоит пропустить всем известные Spotify, Uber или Airbnb, ведь о них слышал едва ли не каждый, так что их трудно назвать стартапами на нынешнем этапе их существования.

  • Glovo – после успеха приложений, которые произвели революцию на рынке такси, пора доставлять продукты домой. Одним из таких стартапов есть испанское Glovo, которое может нас выручить с ежедневными продуктовыми закупками. Конкурентом для этой компании является, например, Wolt.
  • Vinted – литовская инициатива, которая, будучи вторым балтийским стартапом (первым был эстонский Bolt), стала единорогом, то есть его стоимость достигла миллиарда долларов. Vinted – это платформа, позволяющая частным лицам продавать и обменивать одежду.
  • Revolut – мир платежей также изменился благодаря революции стартапов. Банки со своими строгими правилами и ценами на услуги становятся все менее привлекательными для молодежи, которая путешествует по всему миру и, к примеру, не хочет много переплачивать за конвертацию валют.
  • Brainly – польская платформа для электронного обучения, которая помогает учащимся учиться таким образом, что они задают друг другу вопросы и дают на них ответы. За пределами Европы платформа распространена в Южной Америке и Азии.
  • Booksy — приложение, благодаря которому можно быстро записаться на прием, например, в парикмахерскую или косметолога. Этот польский стартап сделал большую карьеру за пределами страны.
  • PayEye – небольшой стартап, однако основанный на очень интересной идее. Вместо того, чтобы платить картой, телефоном или часами, мы можем использовать собственный глаз. Возможно это будущее платежей.

Что такое единороги?

стартап единороги

О единорогах уже говорилось в контексте Vinted и Bolt. Это стартапы, оценка которых достигла магического барьера в миллиард долларов. Название это распространено тогда, когда никто даже не думал, что маленькие стартап-инициативы смогут достичь столь высокого развития в финансовом плане. Отсюда и название «единорог», то есть стартап, который очень трудно найти.

Однако через несколько лет оказалось, что стартапы поймали такой попутный ветер, что на сегодняшний день в мире насчитывается почти 500 единорогов. Поэтому уже часто используют названия, которые означают еще более ценные стартапы.

• Decacorn – стоимость более 10 млрд. долларов.

• Hectacorn – более 100 млрд. долларов. 

ByteDance и SpaceX — стартапы, достигшие статуса hectacorn.

Как создать стартап?

Все любят истории успеха, поэтому часто можно прочесть стартапы, деятельность которых начиналась в кафе или гараже, а уже через год дошло до прибыли в миллион долларов. Истории неудачных стартапов заинтересовывают не настолько, что встречаются значительно реже.

Как сказал известный стартапер Илон Маск в одном из своих интервью, планирование бизнеса – это творческий и замечательный период, но потом начинается тяжелый, порой болезненный труд и ряд разочарований.

Следует об этом помнить, погружаясь в темные глубины стартапа. Однако, когда идея стартапа кажется нам исключительной, чрезвычайной, и мы чувствуем в себе потенциал следовать за «белым кроликом», то есть следовать нашей бизнес-идее и упорно работать – в таком случае, действительно, начало стартапа может быть правильным решением. >

Создание стартапа обычно происходит следующими шагами.

1. Корректировка идеи.

2. Кристаллизация бизнес-модели.

3. Реализация и подготовка исходной версии продукта

4. Проверка товара в контакте с клиентами.

5. Дальнейшее развитие благодаря внешнему финансированию.

Для новичков лучшим решением будет использование краудфандинга и бизнес-инкубаторов.

А что такое стартап, по Вашему мнению? О каких интересных идеях стартапов Вы слышали? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Комментарии (0)
Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.